Патриарх Московский и всея Руси Кирилл убежден, что обеспечение обороноспособности России должно подкрепляться защитой православных ценностей в обществе.
"Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей. Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами", - сказал Патриарх Кирилл на встрече с корабелами "Севмаша" в Северодвинске.
Предстоятель церкви отметил, что "Севмаш" сегодня "играет самую решающую роль в сохранении мира и обеспечении обороноспособности нашей страны". Предприятию, по словам Патриарха, несмотря на все сложности постперестроечного времени, "удается сохранять основу нашего Северного флота". Однако это сохранение производства, считает Патриарх, "никак не связано с теми идеалами, которые сегодня усиленно насаждаются в сознание нашего народа, - культом экономической прибыли, материального благополучия".
"Я глубоко убежден, что свободные экономические отношения оптимально обеспечивают развитие производства, но как важно в этих условиях не потерять то, что заложено в нашей духовной и культурной традиции, не поддаться на соблазн рыночного прагматизма, который все меряет на деньги, - сказал Патриарх Кирилл. - Россия сегодня действительно стала рыночным государством, но как важно при этом не стать рыночниками в душе".
По словам Патриарха, "философия жизни по голосу инстинкта, стремление все мерить на деньги может разрушить страну даже при условии самого надежного ядерного щита". Он отметил, что Советский Союз "был разрушен без единого выстрела".
"И ни одна ракета из ваших ракетоносцев при этом выпущена не была", - сказал Патриарх, обращаясь к военным морякам.
Он добавил также, что "в условиях интеграции России в мировую экономику мы должны особо крепить национальное самосознание и нашу систему ценностей".
"Мы не бумажный суверенитет охраняем, но суверенитет своих ценностей", - зключил Предстоятель Церкви.
Патриарх посетил "Севмаш" в рамках пастырского визита Патриарха Кирилла в Архангельскую область. Визит начался с посещения Соловецкого монастыря. Патриарх совершил заупокойную литию на месте казни заключенных Соловецкого лагеря и молебен новомученикам.
После возвращения Патриарх продолжил визит посещением областного центра и Северодвинска, где Предстоятель Церкви благословил моряков-севрероморцев.
23 августа 2009 г. 10:50 Вместе с Патриархом молятся тысячи жителей Архангельска
Около 12 тысяч жителей Архангельска собрались на центральной площади города на Божественную литургию, которую совершает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Богослужение проходит на открытом помосте на ступенях Архангельского драматического театра имени Ломоносова, на том месте, где до 1929 года находился Свято-Троицкий кафедральный собор города. Вместе с патриархом Кириллом служит духовенство Архангельской и Холмогорской епархий в золотых облачениях. Рядом с театром, как и по всему городу, развешаны большие плакаты с надписями: "Архангельская земля приветствует Святейшего патриарха Кирилла".
Патриарх Кирилл в проповеди во время богослужения назвал глубоко символичным тот факт, что воскресная служба проходит над бывшим фундаментом храма. Это, по его словам, "утверждает преемственную связь не только поколений, но ценностей и идеалов, которыми всегда была сильна наша страна, наш народ".
"Сила веры и нас собрала на этой площади, где некогда стоял кафедральный собор. Если мы будем жить в соответствии с Божиим законом, мы все вместе как великий народ будем иметь огромную силу, чтобы преодолеть все экономические невзгоды и прочие обстоятельства", - сказал Патриарх.
Он призвал всех архангелогородцев молиться о том, чтобы российский народ, "десятилетиями оторванный от непреходящих ценностей, снова обрел веру и начал жить в соответствии с ней".
"И тогда мы будем счастливым народом, потому что сам Господь будет с нами", - сказал Патриарх.
После литургии Патриарх Кирилл освятит закладной камень в основание будущей Троицкой часовни, которая будет построена на площади перед театром в память о бывшем кафедральном соборе. Затем Патриарх посетит место строительства нового Михаило-Архангельского кафедрального собора, возводимого при участии простых православных верующих Архангельской епархии.
Пастырский визит Патриарха Кирилла в Архангельскую область начался с посещения Соловецкого монастыря. Патриарх совершил заупокойную литию на месте казни заключенных Соловецкого лагеря и молебен новомученикам. После возвращения Патриарх продолжил визит посещением областного центра и Северодвинска, где Предстоятель Церкви благословил моряков-севрероморцев.
Сообщение: 11039
Зарегистрирован: 15.07.09
Откуда: Србија, Београд
Репутация:
5
Отправлено: 04.12.10 16:10. Заголовок: Патријарх Кирил: За ..
Патријарх Кирил: За две деценије у Русији обновљено преко 20.000 православних храмова
субота, 04. децембар 2010. За последњих 20 година у Русији је обновљено 23 хиљаде православних храмова. Ово је саопштио Патријарх Московски и целе Русије Кирил у петак на заседању Патријаршијског савета за културу у храму Христа Спаситеља.
По његовим речима „ништа слично се никад није догодило ни у једној земљи у историји“.
Поглавар је скренуо пажњу на то да ово није учињено у време економског просперитета, политичке стабилности и социјалне хармоније, већ на фону економске, политичке и социјалне конфронтације.
„Свет треба да види за шта се показала способном православна Русија – за велики подвиг обнављања из небића свега онога што је било срушено, уништено и оскрнављено,“ рекао је он.
Сообщение: 9981
Зарегистрирован: 15.07.09
Откуда: Србија, Београд
Репутация:
5
Отправлено: 06.09.10 12:48. Заголовок: ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: Я Л..
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ 28.07.2010 18:12
27 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью украинскому телеканалу "Эра" и Всероссийской государственной телерадиовещательной компании. Святейший, в частности, сказал:
Чувствуется, что народ, общество Украины входят в полосу стабильности. Нечто подобное ведь происходило и у нас на переломе веков, я имею в виду российское общество. Есть много общего в этом постсоветском развитии многих стран на огромном евразийском пространстве, которое когда-то занимал Советский Союз. Я радуюсь тому, что наступает период стабилизации, и народ успокаивается, а это означает, что будет больше возможностей для солидарных действий. Я не столько увидел, сколько почувствовал совершенно иную атмосферу в стране, и это вселяет уверенность в то, что украинский народ уже в ближайшем будущем преодолеет многое из того, что необходимо преодолеть, чтобы построить более справедливую, мирную и процветающую жизнь.
Церкви 2000 лет, а Русской Церкви - 1000 лет. И Церковь проходила через разные политические системы, находилась в разных законодательных полях, выражаясь современным языком. Не всегда то, что можно было сделать в одном месте, легко было сделать в другом месте. Это если оценивать жизнь Церкви по временной шкале. А если по географической? Конечно, тоже существуют различия. Но самое главное, за что мы сегодня должны благодарить Бога - во всех странах канонического пространства Русской Православной Церкви у людей имеется полная возможность свободно исповедовать веру и жить по-христиански не только в пределах своей личной или семейной жизни, но и проявлять свои христианские убеждения в жизни общественной.
Процесс (возвращения людей из раскола) уже начался, и тысячи людей приходят к местным священникам, к епископам, многие принимают Крещение, сознавая, что то "крещение", которое было над ними совершено, не имеет благодати Божией. Переходят священники. Но, конечно, все эти переходы не носят пока такого масштабного характера по целому ряду причин. В первую очередь, люди боятся. Некоторым кажется, что покаяние - это некий суд с присяжными заседателями… Принесение покаяния не означает публичной "порки", того, чего люди боятся и с чем они не согласны. Потому что многие оказались в расколе просто даже не по своей воле… Церковь, как я это неоднократно говорил, это община исцеления, в которой исцеление получают все, в том числе люди, которые прошли в своей жизни через трагедию раскола. Поэтому хотел бы обратиться и сказать всем, кто меня сейчас слышит: не нужно раздумывать. Самое страшное - это умереть в расколе. Самое страшное - это лишить себя Божией благодати. Нужно переходить из раскола в Церковь, принимать Таинства и восполнять все то, что было внешним образом получено в расколе, реальным даром Духа Святого, Который передается людям только в Церкви. И я очень надеюсь, что этот процесс воссоединения людей с единой спасающей Церковью приведет в конце концов к полному исчезновению раскола. Так было не только на Украине, так было в России в свое время, во многих других местах, и Церковь всегда находила в себе силы восстановить единство и полноту благодатной жизни через молитву и покаяние.
Если мы откажемся от исторического значения Крещения Руси, мы должны отказаться от опорной колонны, опорной основы всей нашей цивилизации, потому что мы как народ сформировались именно под влиянием мощнейшей духовной традиции, начало которой в Крещении Руси.
Сегодня мир страдает от того, что есть богатые страны и бедные. Это как бы внешний фон, внешние факторы влияния на человеческую душу. Но ведь в конце концов даже эти макрополитические и макроэкономические условия жизни - они-то создаются людьми, их же не из космоса нам сюда экспортируют! Это результат нашей деятельности. Все исходит от человеческого сердца, человеческого ума. Если мир научится жить по Евангелию, то тогда не будет этих проблем. Но для этого каждый человек должен взять на себя обязательства жить по Евангелию, слышать слово Божие, стараться применять эти нормы евангельской этики к своей собственной жизни… Вы представьте себе, если чиновники не будут брать взяток, если они будут реально сознавать ответственность за жизнь людей, которая в какой-то степени зависит от их профессиональной деятельности; если богатые люди научатся разделять ресурсы; если простые люди научатся честно трудиться, дисциплинированно, не ожидая благ от кого-то, а по заповеди Божией - трудиться, чтобы кормиться своими руками... Самое главное - это жизнь по Евангелию. Ради этого существует Церковь, Бог нам приказал, чтобы мы несли Его учение людям. И от патриарха до священника - каждый должен делать только это.
Я люблю все, я люблю жизнь. Я люблю природу, люблю людей, люблю искусство, люблю спорт, но больше всего в жизни я люблю то, чем я занимаюсь, - я люблю Церковь и люблю церковное служение, люблю молитву и люблю размышлять, люблю открывать свою душу Богу, потому что реально чувствую Его присутствие в своей жизни.
Представници руске владе и РПЦ ће пристуствовати свечаној интронизацији српског патријарха Иринеја
1.10.2010, 21:00 Представници руске владе и РПЦ ће пристуствовати свечаној интронизацији српског патријарха Иринеја 3. октобра у Пећкој патријаршији на западу Косова, саопштила је за РИА Новости у петак у телефонском разговору амбасада РФ у Београду. У Пећ ће се упутити председник Одељења за спољне црквене везе Московске Патријаршије, митрополит Волоколамски Иларион, потпредседник Савета Федерације Александар Торшин и амбасадор РФ у Србији Александар Конузин, рекао је саговорник агенције.
3.10.2010, 21:57 Патријарх Московски и све Русије Кирил је осветио први у Русији храм за венчања. Црква Петра и Февроније је саграђена у Калињинграду (на обали Балтичког мора). За њену архитектуру је карактеристичан светли ентеријер са огромним прозорима и две спојене куполе. Тај је храм специјално сазидан да би млади добили благослов за стварање чврсте породице, рађање и васпитање деце у православној вери и љубави према Отаџбини, - рекао је патријарх Кирил. Церемонији је присуствовало око 6 хиљада људи. Сви су они учествовали у недељној литургији, одржаној у главнј саборној цркви града, а коју је извршио Првојерарх РПЦ.
03:31 14.10.2010 Версия для печати Версия для печати Сегодня отмечается Покров Пресвятой Богородицы
1 (14) октября отмечается один из самых почитаемых церковных праздников на Руси – Покров Пресвятой Богородицы.
Истоки этого праздника уходят в далекое прошлое, когда в 911 г. при императоре Льве Мудром (886-912) в Византию вторглись язычники (некоторые историки считают, что это были наши предки-славяне, ведомые князем Олегом) и осадили Царьград (Константинополь). Испуганные жители собрались в западной части города, которая называлась Влахерна и славилась по всему Востоку своими святынями, главной из которых была Богородичная церковь. В нее в 457 г. из Палестины были перенесены ризы Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса.
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения Богородичная церковь была переполнена верующими, молящимися о спасении. Был среди них и Андрей, Христа ради юродивый, – по преданию, славянин, попавший когда-то в плен и живущий на чужбине. Уже на исходе тревожной бессонной ночи он и его ученик Епифаний неожиданно увидели идущую по воздуху озаренную небесным светом величественную Богоматерь в сопровождении Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и ангелов.
Андрей и Епифаний, причисленные впоследствии к лику святых, с душевным трепетом наблюдали, как не замеченная никем Матерь Божия преклонила колени и начала молиться, умоляя Своего Сына принять молитвы всех людей, призывающих Его пресвятое имя и прибегающих к Ее заступлению.
Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, причем Покров при этом заблистал «паче лучей солнечных»...
После этого Богоматерь исчезла. А находившиеся в храме люди, не заметившие случившегося чуда, вдруг почувствовали, как на них нисходят благодать и покой. Вскоре осаждавшие Царьград язычники были отогнаны, а юродивый и его ученик рассказали горожанам об увиденном. В честь чудесного явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме греческая церковь учредила специальный праздник, но спустя несколько десятилетий забыла о нем.
А на Руси, жители которой всегда с особым почтением относились к Богоматери, этот праздник пришелся по душе. Установлен он был великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 г. и теперь празднуется только Русской православной церковью. В честь праздника св. Андрей Боголюбский приказал в 1165 г. построить храм Покрова на Нерли (недалеко от Владимира), неподалеку от которого он спустя несколько лет трагически погиб.
Но еще больше известен другой храм в честь Покрова – знаменитый собор Покрова Божией Матери на Красной площади, воздвигнутый в 1552 г. царем Иваном Васильевичем IV Грозным в честь взятия Казани (более известное его название – собор Василия Блаженного). Оба храма занесены ЮНЕСКО в реестр памятников мирового значения.
А среди простых русских людей на 900 лет укрепилась вера, что Святая Русь – любимая страна Богородицы, и если русские люди просят Ее о заступничестве в трудное время, Она никогда не остается к их мольбам равнодушной. Источник: KMnews
Справка KM.RU
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима». По народной примете, снег на Покров – предвестник снежной и холодной зимы.
/4.12.2010/ Завтра день памяти Патриарха Алексия II
Святейший Патриарх Алексий: - Мы имеем великий дар - дар молитвы друг за друга. Иногда, находясь на расстоянии, когда помнишь о человеке, молишься о нем, уповаешь на его молитвы, то в этом чувствуешь единение с ним. Часто вспоминаешь слова древнего пророка "Время разрушать и время созидать. Время разбрасывать камни и время собирать камни". Слава Богу, что на нашу долю выпало созидать, время, когда мы собираем камни, которые были бездумно разбросаны в прошлые десятилетия. Я откровенно скажу, что Патриарший крест не легкий. Ответственность за Церковь, за ее сегодняшний день и будущее лежит на Патриархе. Это подвиг очень трудный, нелегкий, и только с помощью Божией можно его совершать.
5 декабря - 2 года со дня кончины Пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II. Долгих и трудных 18 лет возглавлял он нашу Церковь. С его уходом в вечность окончилась целая эпоха - эпоха Патриарха Алексия II. Этот краткий, по сравнению с вечностью, отрезок времени вместил в себя множество больших и малых его деяний, которые можно выразить одним словом - возрождение.
"Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее" (Мф. 16:18). Эти слова Священного Писания всеми делами своей жизни ежедневно и ежечасно утверждал Патриарх Алексий II. Свой нелегкий крест Патриаршего служения Церкви и народу Божию он пронес с достоинством и мудростью. Тяжкое и, казалось, непосильное бремя досталось ему - возрождать в народе почти уничтоженную десятилетиями безбожного лихолетья Православную веру, возрождать нашу поруганную землю, украшать ее святыми обителями и храмами.
Делом всей его жизни были молитва и богослужение. С детства, когда юным отроком он начал "служить" Богу в безхитростных детских играх и до последнего дня своего Патриаршества, Первосвятитель неустанно предстоял Всевышнему. "Совершение литургии - самое главное дело моей жизни", - говорил Патриарх Алексий II. И, как верный неутомимый воин Христов, он всегда готов был служить. Несмотря на преклонный возраст и тяжкие недуги, Предстоятель служил Божественную Литургию более 300 раз в год, то есть практически каждый день.
Пятнадцатому Предстоятелю Русской Церкви довелось очень многое начинать заново: строить храмы, пополнять их клир новыми кадрами, возрождать духовное образование и просвещение, социальное служение и миссионерскую деятельность, заново выстраивать церковно-государственные отношения.
Патриарх Алексий молился и о наших братьях в Сербии в трудные для них годы. Постоянно заботясь об укреплении братских отношений между Поместными правосл. Церквами, Патриарх с особым сочувствием относится к Сербской Церкви и оказывает ей поддержку в годы страданий сербского народа от внешней агрессии. Патриарх Московский не только неоднократно выступал с протестом против ведения международным альянсом карательных военных действий на территории независимой Югославии, но дважды в эти тяжелые годы (1994 и 1999) посещал многострадальную Сербскую землю, ясно выразив позицию многомиллионной паствы Русской Церкви. Весной 1999 г., в разгар эскалации военной агрессии НАТО против Югославии, Патриарх Московский и всея Руси прилетел в подвергаемый бомбардировкам Белград, чтобы совместной молитвой поддержать братский народ. 20 апр. после Божественной литургии в Белграде А. сказал: "Мы становимся свидетелями вопиющего беззакония: несколько сильных и богатых стран, дерзостно считающих себя всемирным мерилом добра и зла, попирают волю народа, желающего жить иначе. Бомбы и ракеты сыплются на эту землю не потому, что защищают кого-то. Военные действия НАТО имеют другую цель - разрушить оплаченное большой кровью послевоенное мироустройство, навязать людям чуждый им порядок, основанный на диктате грубой силы. Но несправедливость и лицемерие никогда не одержат победы. Ведь, согласно древнему изречению: не в силе Бог, а в правде. Пусть мощь противника превосходит вашу - но на вашей стороне, дорогие мои, помощь Божия. Таков смысл всех исторических уроков" (ЖМП. 1999. 5. С. 35-36). Патриарх Алексий пытался предотвратить бомбовые удары. Сразу, как стало известно о "нелигитимном и несправедливом" решении руководства НАТО, Патриарх в своем заявлении поддержал священноначалие Сербской Церкви, иерархи к-рой считали недопустимым военное вмешательство НАТО в югославский конфликт. От имени Русской Церкви А. обратился к главам стран - участниц НАТО и к руководителям Североатлантического блока с требованием не допустить применения военной силы против суверенной Республики Югославии, поскольку это может вызвать "неминуемую эскалацию военных действий в самом центре Европы". Однако голос разума не был услышан, и Патриарх Московский вновь выступил с заявлением, выражая протест многомиллионной паствы Русской Церкви: "Вчера вечером и сегодня ночью Югославия подверглась многочисленным авиаударам со стороны НАТО... Нам говорят, что вооруженная акция направлена на достижение мира. Не лицемерие ли это? Если "ради мира" убивают людей, попирают право целого народа самому решать свою судьбу,- то не стоят ли за призывами к миру совершенно иные цели? Группа государств, не получив никакой легитимизации со стороны мирового сообщества, присвоила себе право судить, что хорошо, а что плохо, кого казнить, а кого миловать. Нас пытаются приучить к мысли о том, что сила является мерилом правды и морали. Грубое экономическое и политическое давление, которое все последние годы практиковалось государствами Запада для обслуживания своих интересов, сменилось откровенным насилием... То, что делается, есть грех перед Богом и преступление с точки зрения международного права. Многие беззакония совершались якобы во имя мира, якобы ради насаждения "свободы и цивилизации". Но история учит нас, что нельзя лишать суверенную нацию ее истории, ее святынь, ее права на самобытную жизнь. И если народы Запада не поймут этого, суд истории окажется неотвратим, ибо жестокость повреждает не только жертву, но и агрессора" (ЖМП. 1999. 4. С. 25). По благословению Святейшего Патриарха в храмах Москвы и в др. епархиях РПЦ шел сбор средств в помощь беженцам из Косова. Патриарх Сербской Церкви Павел высоко оценил самоотверженную помощь Русского Первоиерарха.
В публикации использованы материалы Православной энциклопедии.
5 декабря в храме Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря, после Литургии состоится премьерный показ нового фильма о Патриархе Алексии. Адрес храма: Санкт-Петербург, улица Некрасова, 31. Српска.Ру
00:28 13/12/2010 МОСКВА, 13 дек - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в понедельник торжественно вручат международную общественную премию Андрея Первозванного "За веру и верность" на ежегодной церемонии в Государственном Кремлевском дворце в день памяти святого апостола, сообщил РИА Новости представитель Фонда Андрея Первозванного (ФАП), учредившего премию в 1992 году. Предстоятель Русской православной церкви удостоен награды "за подвижнические труды по духовному просвещению народа России, созиданию единства православного мира и развитию церковно-общественного диалога и сотрудничества". Имена еще восьми лауреатов 2010 года пока держатся в секрете. Премия, по словам учредителей, является "символом общественного признания заслуг перед Отечеством" и присуждается "за выдающийся вклад в укрепление российской государственности, славянского единства, союза государств, дружественных России, а также за труды по возрождению духовности". Среди лауреатов прошлых лет - патриарх Алексий Второй, патриарх Сербский Павел, премьер-министр РФ Владимир Путин, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев, директор НИИ физиопульмонологии Медакадемии имени И.М. Сеченова Михаил Перельман, один из создателей антитеррористической группы "Альфа" Геннадий Зайцев, чемпионы Олимпийских игр Александр Карелин и Валерий Газаев, артисты Василий Лановой, Александр Баталов, Алиса Фрейндлих, Людмила Зыкина. В минувшем году наградой были отмечены, в частности, президент Ингушетии, герой РФ Юнус Бек Евкуров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, абхазский писатель и поэт Фазиль Искандер. Лауреаты избираются решением комитета по присуждению международной премии Андрея Первозванного, который возглавляет летчик-космонавт, Герой Советского Союза Олег Атьков. Вручают награду на сцене Кремлевского дворца председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир и глава комитета по присуждению премии Олег Атьков. Лауреаты получают диплом, муаровую ленту и знаки премии - "Державного орла" и "Орденскую звезду". Отсутствие денежного содержания символизирует бескорыстный характер общественного служения награждаемых.
Отправлено: 13.12.10 08:38. Заголовок: Праздник Курско-Коре..
Праздник Курско-Коренной иконы отмечается в один день с праздником Образа Пресвятой Богородицы "Знамение" и Абалацкая 10 декабря сваког години. Образ древний, не раз спасал г.Курск от захватчиков. К сожалению, был вывезен за границу, где и пребывает в настоящее время, кажется, в США. Есть акафист Курско-Коренной иконе на русском языке. Кому нужен текст, пишите, пришлю.
Сообщение: 11574
Зарегистрирован: 15.07.09
Откуда: Србија, Београд
Репутация:
5
Отправлено: 05.01.11 23:43. Заголовок: /2.1.2011/ Ко дню па..
/2.1.2011/ Ко дню памяти Святого Праведного Иоанна Кронштадтского Чудотворца
В Сербии хорошо знают и почитают святого Иоанна Кронштадского. Свидетельством тому книги о Всероссийском Пастыре, вышедшие на сербском языке. Мы решили, в день памяти Святого, предложить читателям нашего сайта предисловие к одной из книг на сербском языке о Кронштадтском Чудотворце, составленное епископом Рашко-Призренским Артемием.
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ»
В книге, которая лежит перед нами, замечательно показано, насколько «дивен Бог во святых своих». Она рассказывает нам о новом святом Церкви Божьей, отце Иоанне Кронштадтском. Личности, подобные ему - явление редкое не только среди обычных людей, но и среди святых. Каждый святой Божий по-своему велик и дивен, ибо все они стали тем, чем они являются, только благодаря чудесному и предивному Господу Иисусу. А отец Иоанн в своей жизни, которая вся - во Христе Боге, соединяет в себе отличительные черты многих святых. Он настоящий духовный исполин, сосуд, исполненный обильной благодати Божьей, что изливается через него на всех людей. В его характере заметны многие выдающиеся черты, роднящие его со многими святыми.
Отец Иоанн обладает верой апостольски святой, крепкой и всемогущей, коей он и творит апостольские чудеса. Его молитва, подобная молитвенности святого Ефрема Сирина, охватывает всю широкую землю русскую и гораздо дальше пределов её. Он милостив как святой Николай Чудотворец, имеющий заботу лишь о нуждах своих ближних, кем бы они ни были. Он беден как святой Спиридон Тримифунтский, и хотя через его руки проходили миллионы рублей, он не имел ничего своего. У него аскетизм великих пустынников, ибо был умерен и воздержан во всём; девство святителя Григория Богослова, хотя и был официально женат; смирение евангельского мытаря,ведь когда его все прославляли и дивились ему, он не гордился и не превозносился, считая себя лишь рабом неключимым, сделавшим, что должен был сделать (см. Лк. 17: 10). Он имеет божественно неизмеримую любовь, приближающую его ко всем и каждому, и всем существом своим он состраждет страдальцам и чужую боль и муку ощущает как свою собственную. Итак, в личности святого отца Иоанна объединены все эти качества и ещё нечто много большее, нечто, непостижимое умом и неописуемое словами. Что бы и сколько бы ни говорили о нём, всегда остаётся много невысказанного и невыразимого. Он совершенно исключителен и, осмелимся сказать, неповторим в лике святых Божьих. Он представляет собой исключение как по разнообразию своего делания и широте размаха, так и по упорству и энергии, которую он вкладывал во всю свою деятельность, как и по плодам и последствиям своих трудов. Темже убо от плод их познаете их (Лк. 6: 48).
Эту замечательную книгу об отце Иоанне Кронштадтском перевёл уже известный читателям отец М. Хиландарец. Наряду с многочисленными обязанностями и послушаниями, которые он несёт в монастыре, каждую минуту свободного времени он употребляет на приготовление духовной пищи для нашего духовно изголодавшегося и обнищавшего сербского народа. Плодом таковых его рудов и любви и является данная книга, предлагаемая вниманию боголюбивых читателей
Цель этой книги, прежде всего, познакомить нас с выдающимся светилом Православной Церкви, которое воссияло на славянском небе, можно сказать, в наше время, а затем заронить и разжечь искру веры и любви в нас самих, дабы мы стали его подражателями и последователями. Это особенно относится к нашему православному священству, которое как будто всё ещё не нашло своё настоящее место и образ действий в современных условиях.
Труды и образ делания отца Иоанна совершенно приемлемы и применимы во всех условиях и во все времена, ибо они - евангельские. А Евангелие Господа Иисуса Христа на вся времена и навечно. Необходимо только стяжать деятельную веру, сострадательную любовь отца Иоанна, и тогда поле деятельности каждого священника станет широким и плодоносным. Отец Иоанн для каждого священника, монаха и христианина является - как (веро)учитель, как помощник и попечитель несчастных и презираемых, как священнослужитель - идеальным образцом для изучения и подражания.
Его пример показывает, что важнее всего в призвании и труде священника: спасение вверенных ему душ. А народная любовь со всеми её благотворными последствиями (в том числе, экономической обеспеченностью жизни священника и его семьи) не заставит себя ждать. Нужно только быть стойким в следовании евангельским принципам, которые составляют "уток и основу" священнического делания. Если некоторые священники сомневаются в этих словах, пусть снова и снова перечитывают книгу об отце Иоанне, пусть пытаются следовать его примеру - и уверятся. Как писал некогда Исидор Пелусиот об известных книгах святителя Иоанна Златоуста о священстве: «Нет сердца, которое бы читало эти сочинения и не было бы ранено божественной любовью», так и об отце Иоанне Кронштадтском можно было бы сказать, что нет христианина, а тем более священника, сердце которого при чтении этой книги осталось равнодушным к любви Божьей, коей отец Иоанн был исполнен. Всё то, что святитель Иоанн Златоуст писал о священстве, святой Иоанн Кронштадтский засвидетельствовал и подтвердил своей жизнью как вечную евангельскую истину. Когда читаешь эту книгу, становится ясно, почему священническое служение выше служения царского и ангельского. То, что делает священническое служение столь возвышенным, есть сама благодать священства.
Священник наделён божественной властью над раем и адом, над смертью и жизнью, над бессмертием и вечностью. «Священства благодать? Огромна, превыше ангельской», говорит отец Иустин (Попович). «Каждый священник по призванию чудотворец. Величайшее чудо в земном мiре - Божественная Литургия; её совершает, священнодействует православный священник: Бог снова воплощается, причастники принимают всецелого Бога. А священник, что он здесь даёт от себя? Чистую душу, очищенную от грехов и страстей, святые подвиги евангельских добродетелей: веры, молитвы, поста, любви, милосердия... Разумеется, во всём этом вере принадлежит главенство: она является руководящим началом и сердцем всякой евангельской добродетели. А Господь? «Господь делает всё, чего хочет вера», говорит преподобный Исаак Сирин. Вера, возделанная и приумноженная через остальные святые добродетели - это то, что мы должны дать от себя, если желаем спасения души своей. Поэтому священнику необходимо всегда: бодрствовать над собой, постоянно очищая себя от всякой страсти, от всякого нечистого помысла, от всякого неподобающего чувства». Священник, который таким образом созидает себя, положив основание на камени Христе (ср. 1Пет. 2: 6), с радостью убеждается, что данная ему благодать не напрасна. Она благотворно влияет на всю его волю, весь разум, все мысли, все дела; и он становится слугой Божьим - в долготерпении, в скорбях, в несчастьях, в лишениях, в безсонных трудах, в посте, в чистоте, в перенесении тягот, в доброте, в Духе Святом, в любви неизмеримой - как бедняк, который многих обогащает, нищий, который, не имея ничего, всё имеет.
Служение и методы работы священника позволяют по праву уподобить его пастырю, врачу, военачальнику, царю, так что нередко к священнику и применяются эти названия. Но, в то же время, что касается важности его служения, оно неизмеримо выше всех перечисленных в той же мере, в какой душа важнее тела. Едва кто-либо встанет на эту возвышенную службу, он перестаёт (должен перестать) жить для себя, но начинает жить для Церкви Божьей и для паствы, вверенной его духовному попечению. Уже одно это показывает, что данное поприще, хотя и весьма почётно, но отнюдь не легко. Известно, как тяжело ставить диагнозы душевных болезней (грехов и страстей), и ещё тяжелее лечить их. Сколько тут нужно любви, сколько терпения, сколько доброты! Сам человек, поистине, не имеет таких сил, какие необходимы ему для столь возвышенного служения. Вот почему каждый священник осознаёт свою немощь, смиренно признаёт, что без Него не может творити ничесоже (Ин. 15: 5), но в то же время он исполнен надежды: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Фил. 4: 13). Именно таким священником и был святой праведный Иоанн Кронштадтский, воплотивший в своей жизни и своих трудах всё самое возвышенное, что связано со священническим призванием. Поэтому данная книга представляет собой не только житие одного из святых, но, в неменьшей степени, и «житие» одного из званий (священнического). В этом её исключительность в сравнении с другими житиями. Благодаря этому она достойна занять почётное место в библиотеке каждого священнослужителя и стать его настольной книгой. Светлый же лик святого Иоанна Кронштадтского, изображённый в этой книге, будет вдохновлять и наставлять на правый путь не только священников, но и всякую душу, алчущую и жаждущую Бога и Жизни вечной.
Перевод Александры Копанёвой
Публикуется по книге епископа Артемия «С Христом на жизненном пути», изданной с несколькими дополнениями в России издательством «Святая Русь» в 2010 году.
/4.1.2011/ Владыка Йован свободен Владыка Йован свободен и может покинуть Болгария, так как Апелляционный суд в Софии отверг решение Окружного суда о его выдаче Македонии. Решение суда окончательно. По словам адвоката владыки Йована его возвращение в Македонию представляло бы реальную опасность и для него самого и для его сторонников. В качестве свидетелей перед софийским судом выступили его сторонники Давид Нинов и Олимпиада Мишимарковска, заявившие, что владыка Йован – жертва и у него есть проблемы с властями в Македонии, где его церковь провозглашена раскольничьей. Болгарская полиция задержала владыку Йована на переходе Калотина на границе с Сербией 17 ноября прошлого года на основании объявления в международный розыск, сделанного судом в Битолье, осудившего владыку на два с половиной года заключения за растрату 250 000 евро за тот период когда он возглавлял непризнанную македонскими властями Православную охридскую Архиепископию.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет